← на главную

Алексей Батищев. Заметки обо всём, что происходит со мной и окружающим миром

Избранное в блоге: мои фото- и видеоработы, забрать своё из облаков, КЭНК

Подводная лодка-музей «С-189», Санкт-Петербург

«С-189» — подводная лодка проекта 613, пришвартованная у набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге и переоборудованная в музей.

Лодка «С-189» была заложена на Балтийском заводе 31 марта 1954 года и спущена на воду 4 сентября. В 1990-м лодка была выведена из состава флота и вскоре затонула в порту Кронштадта. На её подъём у Ленинградской ВМБ не было средств, своей участи субмарина ждала 6 лет, пока у ветеранов подводников не родилась идея сделать из неё музей.

Подводные лодки проекта 613 (Whiskey по классификации НАТО) — серия советских средних дизель-электрических подводных лодок, построенных в 1951—1957 годах. Серия стала самой массовой в советском подводном флоте: было построено 215 подводных лодок. 43 лодки впоследствии были переданы различным странам, ещё 21 лодка была построена в Китае по советским чертежам и с использованием советских комплектующих.

Музей очень интересный. Один аспект интересности — сам факт лазания по узким проходам и люкам в переборках. Геометрия пространства очень хорошо погружает в атмосферу подводной лодки — просто так, посмотрев на те же самые приборы и, скажем, макеты с фотографиями, но в зале обычного музея, такого ощущения не получишь.

Второй аспект — люди. Рассказ о разных отсеках ведут разные гиды. Особо мне понравился рассказчик из центрального поста (справа на фото): он настолько проживал все моменты, рассказывая и буквально воспроизводя на словах процедуры погружения-подъема, атаки корабля противника, что создавался очень четкий эффект присутствия. Модным 5D кинотеатрам далеко до этого, при всем технологическом превосходстве.

До посещения музея я знал об особенностях службы на подлодках, о том как это трудно, опасно, страшно — конечно же, кино и книги сделали много для распространения этой информации. Но только внутри отсеков «С-189» я на своей шкуре прочувствовал, каково это — находиться в железной банке на глубине в дохенищща метров. Невероятно атмосферное место.

Широкоугольный объектив создает ощущение простора. На самом деле, во многих местах я протискивался только боком. Как ходили там во время работы двигателей и аппаратуры — непонятно.

Из оригинального оборудования мало что сохранилось, но реставраторы провели мощную работу чтобы вернуть лодке оригинальный вид. Безусловно, при внимательном рассмотрении заметны отрезанные трубки, уходящие в никуда провода, но это и не важно. Хватает низкого потолка, тесноты, приборов и малюсеньких люков, чтобы проникнуться атмосферой службы подводников.

Восстановлена также обстановка офицерских кают. Судя по лазерному принтеру, эта каюта — действующая :)

Немного флотского алко-юмора

Каждый шпангоут в подлодке пронумерован, все устройство, мануалы, оборудование привязаны к этой системе координат

Виден вход для экскурсантов. Дырка нештатная, прорезана специально для большего удобства посетителей. Ну, если это удобство, то хотелось бы попробовать через неудобный вход пробраться. Хотя, я бы там наверняка застрял :)

Манекен в специальном обмундировании. Гид ласково называл его «братан»

Еще немного фоток россыпью

Вердикт: однозначно идти! Очень, очень интересное место, особенно для тех кто никогда не был внутри подводных лодок. Противопоказание — клаустрофобия :)

Использованы материалы википедии:

Подводная лодка С-189

Ссылки по теме:

Устройство подводной лодки

Список музейных подводных лодок

Архивная справка. Средняя подводная лодка «С-189» (войсковая часть 81302)