← на главную

Алексей Батищев. Заметки обо всём, что происходит со мной и окружающим миром

Избранное в блоге: мои фото- и видеоработы, забрать своё из облаков, КЭНК

Остатки железнодорожного моста в Кучино

Как-то на карте желдора 30-х годов я обратил внимание, что кирпичный завод раньше находился в другом месте, в районе Южного Кучино, там где и сейчас есть огромный, спрятанный за промзонами и гаражами карьер. И к старой территории завода на той карте ведет железнодорожная ветка, а нынешней ветки к территории керамкомбината еще нет. На современных картах (и в реале) той ветки уже нет совсем, хотя по плану 1968 года, ветка еще существует.

мост в левой верхней трети скриншота карты

Так вот, сегодня, открывая велосезон, я заехал в дебри кучино-керамики, царство синячья в кустах и заброшенных гаражей. И среди прочего я обнаружил остатки того самого моста через Пехорку, по которому шла жд ветка к старой территории завода.

Викимапия рассказала (и показала) , что до недавнего времени у моста даже сохранялось стальное перекрытие, по которому ходили наиболее отчаянные из пешеходов. К сожалению, в 2011 году перекрытие спиздили на металлолом, остались только опоры на двух берегах. В народе он назывался Чёртов мост или Чёртик.

оригинальные фотки из поста не сохранились, заменил на фото из отчёта о заплыве земляков по Пехорке https://moya-moskva.livejournal.com/4961331.html

Такое вот прикосновение к истории. Кстати, на современных снимках гугла очень хорошо видно, где шла ветка — сейчас ровно по ней (справа-слева от бывших рельс) расположены подвалы-гаражи.

UPD2020. Добавлю информацию с сайта http://infojd.ru/06/kutchino.html

Кучинский кирпичный завод находится в городе Железнодорожный, с 1948 года является частью Кучинского керамического комбината. Заводу принадлежала узкоколейная железная дорога, предназначенная для доставки глины из карьера.

Кирпичный завод основан в 1829 году. Первоначально он находился на правом берегу реки Пехорки. В 1884 году была построена «подъездная железная дорога» протяжённостью 3 версты от завода до станции Обираловка Московско-Нижегородской железной дороги. Первоначальная ширина колеи «подъездной железной дороги» с абсолютной достоверностью не установлена (скорее всего, она всегда была ширококолейной).

Значительно позднее (ориентировочно в 1920-х годах) была открыта узкоколейная железная дорога, соединившая территорию завода с глиняными карьерами. На пике развития протяжённость узкоколейной железной дороги составляла около 3 километров.

По состоянию на 1950-е годы, подъездной путь, связывавший территорию завода со станцией Железнодорожная (Обираловка), был ширококолейным. Приблизительно в начале 1970-х годов подъездной путь был разобран.

Не позднее 1970-х годов узкоколейная железная дорога была полностью разобрана. Производство кирпича было полностью переведено на современное место (левый берег реки Пехорки). Глиняные карьеры частично были превращены в водоёмы, частично — стали местом захоронения твёрдых бытовых отходов, известным как Фенинская мусорная свалка.

По состоянию на 2008 год, сохранялся пешеходный мост через реку Пехорка, имеющий народное название «Чёртов мост». Когда-то мост был железнодорожным, он находился на ширококолейном подъездном пути от правобережной территории Кучинского кирпичного завода до станции Обираловка.

По состоянию на 2014 год, мост был снесён.