← на главную

Алексей Батищев. Заметки обо всём, что происходит со мной и окружающим миром

Избранное в блоге: мои фото- и видеоработы, забрать своё из облаков, КЭНК

Эпитафия музейному пердунству

В последнее время все больше и больше убеждаюсь в правильности однажды зародившейся мысли:

Главное в научно-популярном музее — это наглядность, аккуратность, чистота, интерактивность и современность подачи. При выполнении этих условий даже экспозиция без единого гипер-ценного ультра-исторического экспоната рвет в клочья по интересности и полезности любую даже самую мега-аутентичную коллекцию аморфных жыж в плесневелых банках под тусклым светом 40-ваттных лампочек.

Ярчайшие представители музейного отряда пердунских мамонтов — это например музей живой природы на территории ярославского кремля, или скажем московский музей им. Тимирязева. На грани фола держится столичный палеонтологический — ну да там уж очень интересные кости, они сами по себе вытягивают, хотя и это ненадолго.

Примером музеев новой генерации может быть углический музей гидроэнергетики. Отличный пример того, как избежать музейного мамонтизма при сохранении аутентичной коллекции — дарвиновский музей в Москве.

К чему я всё это. Сегодня я был в музее, где был минимум экспонатов, причем какую-то историческую ценность имели, навскидку, вообще два или три. Остальные немногочисленные экспонаты (10-15 штук) — иллюстрирующий рассказ экскурсовода новодел. А весь музей делали охрененная мраморно-зеркальная отделка, клёвая подача и наверное штук 50 проекторов, показывавших картинку на экранах, развешанных по стенам и проходам помещения.

Проекторы делали всё: они показывали кинохронику, он оказывали мультимедийную поддержку словам гида, они оживляли иллюстрации, они — вообще невероятно — были вписаны даже в декор стен, дополняя баннерные панорамы живой картинкой. Наконец, три огромных экрана и вышибающий мозги звук просто раздавили мощью зрелища, когда показывали видео о стихии воды.

Повторюсь: исторических ценностей, реликвий, артефактов, склянок тыщапицотого года, бархатных стульев и бабушек-смотрительниц — этого не было ничего. И при этом я лично поимел не только кучу удовольствия но и немало полезной информации.

Это был питерский музейный комплекс «Вселенная Воды». Я подготовлю отдельный отчет с фотографиями. Пока просто не мог не поделиться впечатлением.